Маркетинг и аутсорсинг
В настоящее время на рынке труда наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в сфере маркетинга: предложение ограничено, а спрос непрерывно повышается. Безработных профессионалов на рынке практически нет. Их нужно переманивать из других компаний, что ведет к росту заработных плат. Как бы банально это не звучало, но основной причиной этому является конкуренция. На российский рынок приходят крупные транснациональные компании, столичные - идут в провинцию. С другой стороны, в некоторых регионах система подготовки маркетологов оставляет желать лучшего.
В условиях, когда привлечь квалифицированных специалистов не представляется возможным, а «вырастить» собственных – нет времени, в качестве альтернативы нередко используется аутсорсинг – передача функций стороннему исполнителю.
В случае быстрого роста компании, ее отдел маркетинга может «не успевать» за растущими потребностями бизнеса. Возникают новые задачи, с которыми штатные специалисты самостоятельно справиться не в состоянии. Например, разработка рекламной кампании в масштабах всей страны, исследование рынков в новых регионах сбыта и т.д. Без привлечения сторонних организаций в данном случае обойтись будет сложно. В ином случае, отдел маркетинга будет «тормозить» развитие всей фирмы.
Другими целями применения аутсорсинга могут служить снижение стоимости и/или повышение качества работы маркетинговой службы. В первом случае привлекаются компании, способные выполнить определенные функции с меньшими затратами по сравнению с их самостоятельным выполнением; во втором – с более высоким качеством. Сотрудники компаний, оказывающих услуги в сфере маркетинга, как правило, обладают большим опытом решения нестандартных задач, нежели специалисты отделов маркетинга, что позволяет им действовать более эффективно.
Преимущества и недостатки
В случае некачественного оказания услуг проще расторгнуть договор со сторонней организацией по сравнению с увольнением штатного сотрудника и, тем более, роспуском целого отдела. В крупных организациях отделы нередко стремятся максимально увеличить свою численность для получения большего финансирования и обоснования расходов. Сторонняя компания, наоборот, заинтересована в сокращении затрат для повышения собственной конкурентоспособности. К тому же, она выполняет работу на тех условиях, которые указаны в договоре, тогда как цели деятельности внутренних отделов предприятий могут расходиться с целями всей компании.
Естественно, что у аутсорсинга есть и свои негативные стороны. Прежде всего, это уменьшение контроля над качеством. Часто он становится возможен лишь по факту выполнения работ. С другой стороны, требуется время на «притирку» компаний друг к другу и выстраивание доверительных отношений. Серьезные затруднения вызывает и выбор поставщика. Во многих регионах рынок маркетинговых услуг находится на этапе становления, и найти партнера с приемлемым качеством услуг бывает достаточно сложно.
Набор функций по маркетингу, которые можно отдать на аутсорсинг, уникален для каждой компании и определяется спецификой ее деятельности. Универсальных рецептов здесь не существует. Есть лишь некоторые общие рекомендации.
Что можно передать «на сторону»
Как правило, процесс маркетинга, начинается с анализа внешних и внутренних условий деятельности компании. На данном этапе сторонние подрядчики нередко привлекаются для изучения рынков, конкурентов, предпочтений потребителей и т.д. К примеру, если компания выполняет исследования лишь один или два раза в год, то ей нецелесообразно содержать персонал, необходимый для проведения исследования, все остальное время. Дешевле, бывает, нанять специализированную организацию. Аналогично и при выходе компании на новые географические рынки сбыта, где она зачастую не способна самостоятельно собрать всю необходимую ей информацию в короткие сроки и с минимальными затратами.
Некоторые виды исследований, например, такие как «таинственный покупатель» («mystery shopping»), изначально нацелены на привлечение сторонних специалистов, обладающих «незамыленным» взглядом на компанию. Есть смысл отдать на аутсорсинг и анализ внутренней среды организации, чтобы получить более объективную оценку со стороны профессионалов, незаинтересованных в результатах диагностики. У сторонних специалистов нет стимулов к сокрытию отдельных недостатков, выявленных на предприятии по результатам диагностики. Тогда как у сотрудников компании, наоборот, зачастую есть стимулы скрывать от руководства «истинное положение дел».
Помимо разовых исследований, возможна передача на аутсорсинг сбора данных о внешней среде на постоянной основе, особенно, в тех регионах, где у компании нет собственных представительств либо доступа к отдельным источникам информации.
Постановку целей и выбор стратегии развития компании, определяемые по итогам диагностики, напротив, на аутсорсинг передавать не следует. Стратегия определяет отличие компании от конкурентов. В случае передачи ее разработки на сторону фирма рискует получить «типовое решение», изготовленное по шаблону, и потерять свою уникальность, а вместе с ней и привлекательность в глазах клиентов.
Из всего комплекса маркетинга наиболее широкое распространение получил аутсорсинг в сфере продвижения. Разработка и проведение рекламных акций, PR-кампаний, программ стимулирования сбыта и многое другое отдают «на сторону» специализированным компаниям. Часто они обладают большим опытом и более углубленной специализацией по сравнению с внутренними отделами и способны предложить гораздо больше вариантов решения какой-либо задачи. Набирает популярность использование сторонних call-центров для проведения опросов и прямых продаж.
Оценку эффективности маркетинговых мероприятий время от времени также целесообразно проводить при помощи сторонней фирмы, так как сотрудники внутренних отделов заинтересованы в искажении результатов диагностики в лучшую сторону.
Перспективы
Практически каждая отечественная компания использует маркетинговый аутсорсинг в своей деятельности. Самостоятельное выполнение всех маркетинговых функций под силу лишь крупным компаниям из-за высоких затрат на содержание соответствующих служб. Аутсорсинг доступен всем. При этом необходимо учитывать тот факт, что в случае передачи большинства функций на аутсорсинг существенно меняется роль маркетинговой службы на предприятии. Она трансформируется, по сути, в орган, осуществляющий координацию между внешними поставщиками и компанией. Соответственно, меняются и требования к персоналу. Сам отдел становится существенно меньше.
Принимать решения о передаче тех или иных функций на аутсорсинг сегодня вынуждена каждая компаний. По мере усиления конкуренция все большее преимущество будут получать те организации, которые концентрируются на ключевых компетенциях и избавляются от всего лишнего. В любом случае ни одна компания не может делать все лучше всех. А на развитие неосновных видов деятельности расходуются драгоценные ресурсы.
Передавать на аутсорсинг следует, прежде всего:
- рутинные функции;
- функции, связанные с выполнением разовых мероприятий;
- функции, которые компания не в состоянии самостоятельно выполнить качественно;
- функции, которые сторонние организации могут выполнить с меньшими затратами.
Московские компании уже оценили преимущества аутсорсинга из-за высокой стоимости столичных специалистов и активно привлекают специализированные фирмы на выполнение отдельных работ, главным образом, на проведение исследований и прямые продажи. Через некоторое время, по мере увеличения конкуренции на рынках и развития маркетинговой инфраструктуры «мода на аутсорсинг» придет и в регионы.
вторник, 20 ноября 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Архив блога
-
▼
2007
(347)
-
▼
ноября
(347)
- Ошибки маркетологов при проведении маркетинговых и...
- Маркетинговые исследования
- Маркетинговые исследования услуг
- Мифы маркетинговых исследований
- Программа маркетингового исследования
- Источники маркетинговой информации
- Причины маркетинговых исследований
- Маркетинговые исследования в рекламе
- Методы маркетинговых исследований
- Исследование маркетинговых услуг
- Новые методы маркетинговых исследований
- Ошибки в маркетинговых исследованиях
- Лучший брэндинг
- Кредит под залог бренда
- Десять способов похоронить брэнд
- Позиционирование бренда
- Ребрендинг
- Построение брэнда
- Зонтичные бренды
- Качественный бренд
- Когда исчезают бренды
- Краткосрочные брэнды
- Брендинг в сетях
- Брендинг на научной основе
- Премиум брендинг
- Бренды и маркетинг
- Бренд
- Интернет бренды
- Раскрутка бренда
- Брендинг
- Плагиат брендов
- Сильный бренд
- Эра брендов
- Интернет маркетинг
- Маркетинг услуг
- Японский маркетинг
- Отечественный маркетинг
- Экстравагантный маркетинг
- Директ маркетинг
- Изменение маркетинга
- Вирусный маркетинг
- Маркетинг и аутсорсинг
- Продажи и Маркетинг
- Маркетинг и маркетинговые исследования
- Глоссарий по маркетингу
- Бюджет на маркетинг
- Мобильный маркетинг
- История рекламы
- Контекстная реклама
- Рекламная стратегия
- Недостатки рекламных текстов
- Рекламные кампании в Интернет
- Расходы на рекламу
- Традиционная реклама
- Рекламный бюджет
- Оценка эффективности рекламы
- Как сэкономить на рекламе
- Влияние рекламы на детей
- Вызывающая реклама
- Восприятие рекламы
- Рекламу надо изобретать
- Рекламный дизайн
- Эффективная реклама
- Наружная реклама
- Интернет-реклама
- Реклама по откликам
- Форекс (FOREX – foreign exchange market)
- SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджм...
- О подходе к системе стратегического планирования
- Самые живучие мифы менеджмента
- Совместное использование системы функционально-сто...
- Стратегическое управление инвестированием
- КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ SHELL / DPM
- Сила метода стратегических перемен в реальном врем...
- Менеджеры как хамелеоны
- Японский след в стратегическом управлении затратам...
- Интеллектуальный капитал, сбалансированная система...
- Управление персоналом в рамках стратегического мен...
- Агрессивное поведение на рынке – это технология.
- КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Arthur D. Little
- Ориентировка
- Черты “слабого” руководителя
- БИЗНЕС - ИНЖИНИРИНГ И МИССИЯ КОМПАНИИ
- BSC и EVA® - конкуренты или союзники?
- Интеллектуальные модели
- Стоимость компании
- Что предвещает бурю?
- Глава из книги Марка Г. Брауна “Сбалансированная с...
- Что не входит в бизнес план. Часть 1, основные при...
- Подлинное лидерство
- Миссия “миссии компании”
- Секреты применения BSC от Роберта Каплана
- Как определить ключевые финансовые факторы стоимости?
- Системные архетипы
- Все лучшее - себе
- ОТКУДА БЕРУТСЯ ХАОС, РАЗБРОД И БЕДСТВИЕ И КАК ИХ И...
- Избавиться от рутинной работы
- We must be in fun!
- Клиника Компаний.
- Balanced Scorecard без секретов
-
▼
ноября
(347)
Комментариев нет:
Отправить комментарий